НовостиТворчествоФотоПрессаМедиаИсторияЗнай!КонтактыИнтерактивСсылки

Еженедельник «Собеседник» №13.2006г.

Еженедельник «Собеседник» №13.2006г.«Блестящие» возбудили ортодоксов!

Авторы статьи: Екатерина Барова, Дмитрий Быков, Инга Земзаре, Олег Кудрин, Татьяна Огнева, Марина Суранова, Дмитрий Титоренко
Фото на обложке: Лилии Шарловской

Полумесяцем – по сказкам и крестом – по городку? Странный блеск возбуждения и накручивание абсурда.
На минувшей неделе яркие представители двух основных конфессий России внезапно ополчились на популярную программу Стоянова и Олейникова и на не менее популярную группу «Блестящие». Мотивы разные, пафос – единый.
Скандал с клипом группы «Блестящие» стал в один ряд со скандалом вокруг «датских карикатур» и «Мечети Парижской Богоматери». Могли ли мечтать задорные девчушки из группы «Блестящие», что их незатейливая песенка «Восточные сказки» не только войдет в разные топ-чарты, но и станет субъектом политических игр? Идеолог политического ислама Гейдар Джемаль в эфире радиостанции «Эхо Москвы» пожаловался на то, что «клип на песню оскорбляет чувства мусульман». Сюжет клипа таков: молодой человек восточного типа предлагает руку и сердце четырем солисткам группы, попавшим из ночного клуба в сказочный дворец.

А мужики-то не знали. Может ли святой плясать в колготках?

Так уж вышло – «Собеседник» первым сообщил создателям «Городка», что они доигрались. Артисты снимали очередную серию, не подозревая, что их программу требуют закрыть. Заявление в прокуратуру Петербурга подал поэт
Вячеслав Улыбин, утверждающий, что «Городок»… оскорбил чувства православных.
Председатель православно-патриотического движения «Александр Невский» Вячеслав Улыбин считает, что оскорбительным был сюжет, показанный накануне 5 апреля – годовщины Ледового побоища. Поэту не понравились трактовка образа князя Юрием Стояновым и то обстоятельство, что русская рать воюет голой. Заявителю подвиг русских воинов в трактовке артистов показался «действом скотоподобных дебилов, а святой князь – предводителем таковых». Вывод: следует привлечь авторов к ответственности по ст. 282 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).
От такого горячего известия «городошники» растерялись.
– Сюжет был посвящен Всемирному дню воды! – воскликнул Юрий Стоянов.– Ни в коем случае мы не хотели никого обидеть! Шутка построена не на образе Александра Невского. В День воды князь размышляет, как ему выиграть сражение. Поскольку рыцари в латах, он решает дать битву на Чудском озере. В латах сражаться на льду неудобно. Смысл такой: кто к нам с мечом придет, тот и утонет, когда пойдет по льду. Смысл – взять врага не числом, а уменьем. Какая порнография? О чем вы говорите! Да, были попы, снятые со спины. Чьи спины? Воинов, массовки. Сам Невский и боярин были в латах.

На вопрос об авторстве сюжета нам ответили:
– Это единый сценарий всей группы. Идеи приходят коллективно. Один слово скажет, другой – два, так и рождается замысел.Мы решили узнать и мнение людей, связанных с именем защитника земли русской. В журнале «Звезда», блок изданий которого выдвигался на литпремию «Александр Невский», нам сообщили:
– Отношения к верующим сюжет не имеет. Невский выступил как полководец, а не в качестве святого. Это разные ипостаси, и речь идет не о духовном свете князя. А что теперь делать с историками, которые осуждали Невского
за его отношение к Орде? Они тоже не имели права высказываться о событиях, которые произошли еще до всякой канонизации?
На вопрос же о том, как вообще относиться к лавине исков от различных религиозных организаций, в «Звезде» ответили:
– Как к безумию. Иначе каждый должен замкнуться в своем каноническом пространстве и не иметь права на точку зрения о другой конфессии. Своим небесным покровителем считает Александра Невского кандидат богословия, доктор исторических наук диакон Александр Мусин. Он вспомнил реакцию на балет «Распутин» в Екатеринбурге, когда верующие увидели Николая II в балетном обмундировании:
– Они считали, что святой не может плясать в колготках. Но заявления в прокуратуру не подавали! Не нравится – не смотри. Вот и вся проблема с оскорбленными чувствами. Не могу себе представить Христа, который римскому прокуратору Понтию Пилату жалуется на то, что кто-то оскорбил его религиозные чувства. Христос и сам был в состоянии разобраться с обидчиками. Диакон Мусин считает, что дело в психологии современной религиозности:
– Это не просто обидчивость, оскорбляемость. Порой люди сознательно ищут тех, кто бы их обидел. А нападение – лучший вид защиты. Стоянов же и Олейников имеют право на свой труд и имеют право не оправдываться. Что касается разных конфессий, то каждая из них имеет право вершить суд только над теми, кто к ней принадлежит. Передача «Городок» для нее – явление внешнее. А внешних судит Бог, как говорит апостол Павел. Сами христиане не должны сортировать людей и вершить самосуд. Важен и такой момент – учение о святости не предполагает, что человек безгрешен. Так и Александр Невский, как известно, личностью был неоднозначной, в его жизни были ошибки.
Когда в «Городке» мне дали посмотреть запись передачи, я чувствовала себя цензором за цензорами цензоров. Она действительно посвящена Дню воды. Да, с эстетической точки зрения голозадая рать понравится не всем.
Но песня-то о другом! Об искрометном уме военачальника, о закаленных русичах, которым не страшны ни враг, ни холод. Вот и те псы-рыцари от ужаса потонули (надеюсь, рыцари-христиане на это не обидятся). Но авторы «Городка» искренне огорчены:
– Жалко, если кто-то обиделся. Наша передача не разъединяет людей ни по возрасту, ни по статусу, ни по религии. Она – объединяющая. Добрая. Для нас нет плохих зрителей и хороших. Любого человека, которого мы теряем, всегда жалко. А история – живая, и если какие-то организации накладывают вето «над этим смеяться, над этим не смеяться»… Конечно, если это задело чьи-то чувства, мы готовы извиниться.
Инициатор иска Вячеслав Улыбин в субботу сообщил нам, что дело передано в прокуратуру в Москву. Известно, что Улыбин – человек высокой гражданской активности. Был претендентом на пост губернатора Петербурга от ЛДПР.
Но на классические либерал-демократические его взгляды явно не тянут…реплика интерпретаторов.
Илья Олейников: Мы никого не оскорбили.
– Мы вообще не рассматривали Невского как лицо канонизированное, для нас он в первую очередь князь, полководец, – подавленным голосом сообщил «Собеседнику» Илья Олейников. – Александр Невский для нас – человек почитаемый. Это надо ж так вывернуть логическую цепочку, чтобы обвинить нас в оскорблении православных!
Конечно, то, что на нас со Стояновым подали в суд, очень неприятно. Мы с Юрой всегда тщательно отбираем материалы и предполагаем, как та или иная шутка может быть понята. Юра сам православный, крещеный человек, а у
меня Бог в душе… А тот человек, который подал на нас в суд, реального отношения к церкви, думаю, не имеет. Это какой-то «проповедник ваххабизма»: своими действиями он вызывает отрицательное отношение к православию. Уважаемые православные! Если мы чем-то оскорбили ваши чувства, приносим извинения. Мы не хотели, у нас даже в мыслях этого не было!

Странный блеск возбуждения.

Скандал с клипом группы «Блестящие» стал в один ряд со скандалом вокруг «датских карикатур» и «Мечети Парижской Богоматери».Могли ли мечтать задорные девчушки из группы «Блестящие», что их незатейливая песенка «Восточные сказки» не только войдет в разные топ-чарты, но и станет субъектом политических игр? Идеолог политического ислама Гейдар Джемаль в эфире радиостанции «Эхо Москвы» пожаловался на то, что «клип на песню оскорбляет чувства мусульман». Сюжет клипа таков: молодой человек восточного типа предлагает руку и сердце четырем солисткам группы, попавшим из ночного клуба в сказочный дворец. «Блестящие» дают ему от ворот поворот и в отместку зовут стать «шестым мужем». Песенка на ура идет на молодежных дискотеках и музканалах. Мало верится, что занятый и солидный Гейдар Джемаль вместо написания очередного памфлета смотрит MTV и анализирует содержание клипов. Если бы он так делал, прошелся бы не только по группе «Блестящие». Но оказалось, ролик, по словам Джемаля, обидел певицу Лизу Умарову, которой клип «как мусульманке нанес микротравму»:
– Она мне пожаловалась, что идея стать шестым мужем оскорбляет нравственные ценности мусульман, представляя их в глазах общества озабоченными самками и самцами.
Пресс-служба группы в панике. Два пресс-секретаря хватают телефон, но отказываются от комментариев – ощущение, что они просто испуганы. Когда мы дозвонились до певца Араша, он вежливо, но твердо отказался рассуждать на тему вспыхнувшего в России скандала. Сам Араш – мусульманин, родился и вырос в Иране. Он написал и слова, и музыку к этой песне. Араш обмолвился, что не только ничем не оскорблен, но и доволен результатом (творческим) и высокими позициями в хит-парадах.

А тем временем председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению Людмила Стебенкова заявила:
– «Блестящие» ведут себя вызывающе! Группа должна перемонтировать свой клип.
Кому еще предложат что-нибудь по-быстрому перемонтировать (интересно было бы взглянуть на список)?
Лиза Умарова: К Джемалю меня отправил Шевченко с «Первого канала»
Мы позвонили виновнику переполоха Гейдару Джемалю с просьбой объяснить, почему служители религий вмешиваются в светскую жизнь россиян. Джемаль отослал нас к чеченской певице Лизе Умаровой, по просьбе которой он и озвучил претензии к группе «Блестящие».

– Лиза, почему вы вообще заинтересовались этой песней?
– Да потому что ее крутят на всех углах! А вы вслушайтесь в текст. Это же оскорбление в первую очередь русских женщин, моих подруг. Русские женщины никогда не позволяли себе таких вольностей. Вспомните жен декабристов, у них был один муж, и за ним каждая готова была ехать на край света.

– Вас только «Блестящие» возмущают?
– Нет, конечно. А «Тату»?! Им еще и орден какой-то давать собрались. Это позор.

– Вас не устроил текст песни?
– Сначала я возмутилась словами. А потом полезла в Интернет и увидела кадры из клипа. Его снимали во дворце Юсупова! Как можно ТУДА было пускать эту группу, осквернять… Не понимаю… И потом, там по сюжету сидят эти девицы и курят кальян. В этом нет ничего страшного, восточные женщины тоже курят кальян. Но потом они, обкурившись, попадают во дворец к султану. Это все ложь. Кальян так не дурманит. Они, наверно, вспомнили свое опьянение от водки… В Коране запрещены все дурманящие вещества. Это оскорбление мусульман.

– Так дело не в русских женщинах, а в исламских ценностях?
– Нет. Мне больно за русских женщин. Я чеченка, но гражданка России! А подростки тоже ведь все это слышат и видят. Насчет ислама – Гейдар из контекста вырвал. Я обратилась на «Первый канал» к Максиму Шевченко («Судите сами»), а он сказал, что у них есть темы поважнее, и посоветовал обратиться на сайт «ислам.ру». Мы созвонились с Гейдаром, и он мне сказал: напиши нам. Потом появились эти публикации.

– Чего вы, в конечном счете, добиваетесь?
– Я бы хотела, чтобы запретили такие песни.

– Знаете, что певицы из группы теперь боятся выступать с концертами?
– Да кому они нужны?! Пусть выходят на сцену в нормальном виде и поют приличные тексты, и на них вообще внимания обращать не будут! У молодежи хрупкая психика. Вот у моей 12-летней дочери подруга Наташа – они 5 лет дружат – очень любит их песни. Ее мать – русская, между прочим, подруга моя – тоже очень возмущена этими словами.

– Кроме Гейдара, кто-то из мусульман вас поддержал?
–Вот Полосин (советник Совета муфтиев России Али Вячеслав Полосин. – Ред.) сказал: пусть поют, ничего страшного. А в Коране сказано, что, если видишь зло, останови его действием. Вот я словом и пытаюсь помешать. А Полосин, наверное, потому что бывший поп, еще плохо ислам знает.

Полигамные басни
Какие же слова «Восточных сказок» вызвали возмущение госпожи Умаровой и господина Джемаля?

Эй девушка, красавица,
Ты мне очень нравишься.
У меня есть три жены,
А четвертой будешь ты.
Уважаемый, уже
У меня есть пять мужей,
Я их всех люблю, а ты,
Если хочешь, будь шестым.

В тексте песни не сказано, что речь идет о мусульманках. Да, партнер девушек там – иранский певец Араш (живущий в Швеции). Но сами они лишь играют в Восток, без религиозной или географической привязки (дизайн этого попсового Востока в клипе весьма эклектичен). Восток же – понятие широкое, не имеющее четких границ, то есть на глазок где-то так: все, что лежит между Ближним и Дальним Востоком. В том числе Индия и Тибет. А как раз на этих территориях в некоторых племенах, исповедующих разные ветви буддизма, есть полиандрия (многомужество).Обратим также внимание на костюмы девушек. Основные цвета: желто-золотой и голубой. Желто-золотой – традиционный цвет буддизма, индуизма. Голубой цвет этим религиям также не чужд, это цвет брахманов, верховных священнослужителей в индуизме. При этом все знают, что традиционные цвета ислама – зеленый и белый. И мусульманкам совершенно не стоит ассоциировать себя с «Блестящими» из песни «Восточные сказки». Это скорее забота буддистов, индуистов. А им проявлять слишком сильные эмоции Кришна запрещает.запевай!

Восточные сказки-2 (версия «Собеседника»)

У «Блестящих» новый хит.
Я поставлю им на вид.
Засветясь таким хитом,
Вы расплатитесь потом.
У носящего штаны
В этой песне три жены.
Про ту, что носит паранджу,
Я отдельно расскажу.
Он кричит:
«Пойдем со мной,
Будь четвертою женой!»
А она, вертясь, как уж:
«Ты шестой мне
будешь муж!»
Такое искусство
Мое разжигает чувство,
Знакомое, банальное,
Мое национальное!
У меня законный муж.
Я его имею уж.
Ведь у нас, у мусульман,
Исключен любой роман!
Муж свободен между тем –
Пусть имеет хоть гарем,
Но исламская жена
Одному ему верна.
Этот хит про шесть мужей
Для исламских рубежей –
Потрясение основ.
Повторяю для ослов:
Такое искусство
Мое разжигает чувство,
Мое святое, грозное,
Мое религиозное.
Заявляю вам, ослам:
Тот, кто катит на ислам,
Оскорбляя наших жен, –
Будет нами подожжен.
Тот, кто блеет, как баран,
На Пророка и Коран, –
Может очень пожалеть
Или даже околеть.
Наши гордые мужья
Вам ответят из ружья,
И за каждый новый хит
К вам отправится шахид!
Такое искусство
Мое разжигает чувство.
Коль быть не хочешь
ранена –
Не трогай мусульманина!

Глазами историка.

Яков Гордин:
- А что, на Руси не ходили голыми?

– Да, в сюжете есть бестактность. Но все это менее опасно, чем попытка ввести цензуру в искусство. Цензура исходит из разных конфессий с целью привести все к одному знаменателю. Это неправильно. Вот последовала такая реакция после этой песни «Блестящих» и программы «Городок». Но почему не возмущались народы Кавказа, посмотрев фильм «Кавказская пленница»? Там же «насмехаются» над их обычаями?! Да и в «1000 и 1 ночи» много вещей, которые могли бы не понравиться правоверным. В том же исламе существует течение, которое отрицает изображение людей. Но при этом существует персидская миниатюра, где изображено много людей. Можно запретить роман Вальтера Скотта, где одни крестоносцы хорошие, а другие – плохие. В искусстве существует свобода метафорического изображения жизни, которое не должно восприниматься как слепок жизни. Голый Невский или голые воины… Ну и что из этого? Что, в Древней Руси не ходили голыми?! Невский был канонизирован позже Ледового побоища. Многие историки до сих пор не считают его таким уж святым и правильным. У него была достаточно сомнительная репутация. Не знаю, что бы подумал сам Невский, увидев «Городок». Но большее недовольство многих исторических персонажей могут вызвать те памятники, которые им установили, и книги, которые им посвятили…
Все эти мелкие ситуации (что «Блестящие», что «Городок») – лишь повод для выхода агрессии. Мы должны думать о том, почему столько агрессии в разных концессиях. Ни «Блестящие», ни «Городок» не должны извиняться ни перед кем. Государству в лице Минкультуры тоже не надо вмешиваться в эту историю. И суд с прокуратурой не обязаны что-то предпринимать в этой ситуации. Это накручивание абсурда. Если так пойдет и дальше, можно будет цепляться к
каждой мелочи. Например: нам не нравится, как изображен на картине Иисус, он не слишком красив и свят… Прецеденты опасны. Они могут превратиться в лавину.

Яндекс цитирования Сайт фотографа Лилии Шарловской Официальный сайт группы «Блестящие»

 

Создание сайта: Лев Расчетов, 2008-г.г.

Все права сайта защищены. Материалы, размещенные на данном сайте, охраняются Законом об Авторском Праве и Смежных Правах.

Сайт хранит авторские права фотографа Лилии Шарловской, ПЦ «Блестящие Продакшн», «БиЭл-ПРО», а также всех представителей кинематографа, прессы и Интернета, чьи работы представлены на этом сайте.

Если Вы хотите использовать материалы сайта в различных источниках, Вам необходимо получить письменное разрешение администрации сайта и обязательно сделать активную ссылку на сайт.